суббота, 11 февраля 2012 г.

RSS – доставка контента

Одна из аксиом маркетинга гласит: повторяющийся контакт с потребителем лучше однократного контакта. Поэтому крайне важно не просто заманить посетителя на сайт с помощью SEO, контекстной рекламы или как-то еще, но и «зацепиться» за него, наладить автоматическую – то есть не зависящую от памяти и сознательных усилий потребителя связь. Есть немало методов такого взаимодействия, и каждый из них решает свою задачу. Нельзя выбрать один из них и «назначить лучшим»: все зависит от специфики контентной политики вашего сайта и предыдущего опыта пользователей.

Можно выделить следующие способы периодической коммуникации:

  1. По электронной почте.
    • Эпизодические, нерегулярные письма.
    • Регулярные письма с анонсами материалов сайта или новыми товарами (без специально созданного контента).
    • Регулярные рассылки с уникальным контентом (он может размещаться на сайте, но в целом речь уже идет о мини-СМИ, и пользователь это понимает).

    Традиционный и все еще очень важный метод. Практику создания и ведения рассылок мы рассмотрим в одном из ближайших выпусков.
  2. С помощью Twitter.
    Новости сайта (в самом широком смысле – все обновления контента) можно и нужно транслировать через Twitter-аккаунт. Но поскольку ленту микроблогов часто читают с мобильных устройств, переходов по ссылкам в твитах может оказаться меньше, чем хотелось бы. Полезно делать сообщение самодостаточным: например, «В нашем интернет-магазине появился Grusha iMad 2 3G, всего 19990 р.!», но не «Опубликовано исследование рекламного рынка, согласно которому... http://clck.ru/DCJ4».
  3. С помощью социальных сетей («В Контакте», Facebook).
    Если посетитель «лайкнет» страницу вашего сайта (или вступит в группу, но это менее предпочтительно, так как «В Контакте» отдельная лента новостей для групп, которую не все просматривают), то в дальнейшем будет получать ее обновления в своей ленте в социальной сети. Для этого, конечно, нужно публиковать эти обновления. К сожалению, в социальных сетях очень простой и удобный механизм для скрытия всех новостей от конкретного отправителя, поэтому если пользователю хотя бы раз не понравится новость, он может скрыть вас, причем вы о появлении такой «мертвой души» не узнаете.
  4. С помощью ленты RSS.
    Really Simple Syndication – XML-формат, в котором сайт представляет информацию об обновлениях контента (новостях, статьях и так далее). Программа-ридер периодически обращается к сайту и проверяет, нет ли изменений в состоянии RSS-потока, это съедает совсем немного трафика. Если обнаруживается обновление, оно закачивается – это также не особенно ресурсоемко, поскольку забирается только текст в XML-разметке. На сайте может быть один общий RSS-канал, либо несколько – по разделам (новости, статьи по различным тематикам и так далее).

    Для чтения RSS используются либо программы-клиенты, либо онлайновые сервисы типа «Яндекс.Ленты» (ныне «Яндекс.Подписки»). В последнем случае пользователь получает обновления сайтов в хронологическом порядке – примерно так, как при чтении ленты друзей в «Живом журнале».

    Хотя RSS часто считают «гиковским» форматом, рассчитанным на профессиональных интернетчиков, им пользуются очень многие. Если перечисленные выше методы поддержания контакта с посетителями сайта и потенциальными клиентами либо считаются необходимыми (почтовые рассылки), либо находятся в модном тренде (социальные сети и Twitter), то на RSS многие сайтовладельцы склонны «забивать». Этого делать не стоит – гораздо лучше предложить посетителям максимальный выбор способов подписки на новости, чем терять клиентов.

Как создать RSS-поток

Очевидно, что нет никакого смысла создавать RSS-фид (это обычный текстовый файл с расширением .xml, содержащий размеченный тегами контент) в «Блокноте», путаясь в тегах. Эту задачу нужно решать автоматически, на уровне скрипта. Большинство систем управления контентом предлагают встроенные решения для создания RSS-потоков, и если такой модуль имеется, лучше использовать именно его. Если для CMS нет подходящего решения, можно поискать скрипт, который подойдет для PHP или другого языка, на котором работает ваш сайт.

Есть еще один вариант, который хорошо подходит для статического или редко обновляемого сайта: воспользоваться программой типа Feed Editor, WriteRssPhp или какой-то подобной. Это редакторы, которые позволяют не изучать разметку XML и стандарты RSS. Но в этом случае каждое обновление придется прописывать вручную, а затем заново закачивать XML-файл на сайт.

Полученный фид можно протестировать с помощью http://feedvalidator.org/.

Важно обратить внимание на полноту описаний, присутствие favicon сайта, корректность отображения иллюстраций, аккуратность верстки. Некоторые скрипты пытаются при каждом обновлении передать в ридеры пользователей все новости за последний месяц или год – обязательно протестируйте свой фид на такую «особенность».

Еще один политический вопрос: передавать ли по RSS полный текст обновления (например, всю новость или статью целиком) или только анонс со ссылкой на ваш сайт? Выбирать вам, но более корректно отдавать материал целиком, если он не слишком объемный, а в конце ставить ссылку на его постоянный адрес на сайте.

Чтобы подсказать браузеру посетителя сайта, что на странице есть RSS-фид, нужно добавить в тег на всех страницах строчку типа .

Чтобы браузер не открывал RSS-фид как бесполезный и нечитабельный XML-файл, а передавал его подключенному по умолчанию RSS-ридеру, ссылку с кнопки RSS нужно размещать с помощью специального протокола: feed:http://www.site.ru/rss.xml.

Обязательно нужно поставить отдельные кнопки:

 – для быстрой подписки с помощью Google Reader;
 
 – аналог для «Яндекс.Подписок».


Как отслеживать статистику RSS-потока

Знать количество подписчиков очень важно, но если давать обычную ссылку на фид, то получить эту информацию будет невозможно. Чтобы вести учет, стоит воспользоваться сервисом Feedburner, который был в 2007 году куплен Google и ныне является составной частью сервисов поисковика – поэтому потребуется аккаунт Google, чтобы пользоваться им.

Идея очень проста: вы «скармливаете» URL своего RSS-фида специальной формочке, получаете URL для перенаправления (вида http://feeds.feedburner.com/yoursite) и вставляете именно его во все соответствующие места на своем сайте, кнопках Google и «Яндекс.Подписок».

Помимо отслеживания количества подписчиков, Feedburner позволяет отслеживать количество переходов по ссылкам в фиде, оптимизировать внешний вид, автоматически генерировать кнопки и так далее. Вы сможете легко самостоятельно разобраться с этими факультативными возможностями.

Обратите внимания на очевидное ограничение: Feedburner никак не сможет посчитать подписчиков, добавивших RSS-фид до того, как он был переформатирован с помощью этого сервиса. Поэтому для получения полной статистики необходимо С САМОГО НАЧАЛА использовать именно Feedburner-фид.

Комментариев нет:

Отправить комментарий