суббота, 11 февраля 2012 г.

Центр веб-мастеров Google

В одной из прошлых выпусков рассылок мы рассматривали возможности сервиса «Яндекс.Вебмастер» – незаменимого инструмента для сайтовладельца и оптимизатора. У Google есть аналогичный сервис, который обязательно стоит изучить и использовать: раздел «Инструменты для веб-мастеров» внутреннего портала «Центр веб-мастеров».


Подключение сайта

Чтобы начать работу, нужно добавить в «Инструменты для веб-мастеров» свой сайт. Для этого нужно ввести его URL в соответствующее окошко, после чего подтвердить права на управление этим сайтом. Интересно, что помимо стандартных способов (загрузить маленький HTML-файл с кодом подтверждения в корневой каталог сайта, добавить метатег с кодом на главную страницу) есть два дополнительных: добавить запись DNS в конфигурацию домена и автоматически – при условии, что к тому же аккаунту Google, с которого вы заходите в «Инструменты веб-мастеров», подключен счетчик Google Analytics, установленный на сайте (естественно, требуется не гостевой, а администраторский доступ).

После подтверждения прав доступа можно зайти на страницу со сводной информацией о сайте – «Панель инструментов». Все это также в подробной форме доступно из разделов левого меню, к обзору которых мы и переходим.

Конфигурация сайта

  • Файлы Sitemap
    С помощью этой страницы можно указать путь к файлам карты сайта (sitemap), а в дальнейшем – просматривать статистику работы Google с ним. Этот файл автоматически генерируется системой управления контентом вашего сайта – если, конечно, настроить ее на выполнение этой функции. Все современные CMS на это способны. Если сайт достаточно часто меняется (исчезают и появляются новые страницы, разделы, материалы и так далее), передача данных непосредственно поисковику через Sitemap облегчит и ускорит индексацию. Подробную информацию о формировании файлов Sitemap можно найти в справке Google.
  • Доступ для сканера
    Страница для работы с robots.txt – файлом, который отвечает за разрешение и ограничение доступа индексирующего поискового робота (паука, сканера) к различным страницам и разделам сайта. Здесь можно увидеть, обнаружен ли файл robots.txt (если да, будет показана дата его загрузки и текст), а также мгновенно проверить любые страницы или разделы на возможность индексации сканерами Google: обычным поисковым (в логах статистики посещаемости вашего сайта он подписывается как Googlebot), Googlebot-Mobile (создает индекс для мобильных устройств), Googlebot-Image (индексирует изображения), Mediapartners-Google и Adsbot-Google (роботы системы контекстной рекламы AdSense).

    На отдельной вкладке находится удобный генератор файла robots.txt.

    Если возникла необходимость в срочном удалении каких-либо страниц из индекса, предварительно удалите их с сайта и убедитесь, что сервер возвращает код 404 или 410, а потом подайте запрос на вкладке «Удалить URL». Подробная информация по удалению страниц и сохраненных в кэше поисковика копий представлена на соответствующей странице справки.
  • Ссылки сайта
    «Быстрые» ссылки на основные разделы сайта, которые поисковик создает автоматически и показывает в сниппете поисковой выдачи. Как и в «Яндексе», быстрые ссылки можно только удалять – если, например, поисковик создал быструю ссылку на раздел, который вам кажется неподходящим для начала ознакомления с вашим сайтом (оставить меньше трех быстрых ссылок нельзя, в этом случае они исчезнут из сниппета). Добавить быстрые ссылки нельзя. Однако если разделы сайта в главном меню имеют названия, совпадающие с URL, содержанием тегов и метатегов, а также контентом, Google наверняка без ошибок создаст быстрые ссылки.
  • Изменение адреса
    На этой странице размещен не инструмент, а пошаговая инструкция по безболезненному с точки зрения поискового продвижения в Google переезду сайта с одного домена на другой.
  • Настройки
    На вкладке «Общие настройки» можно проверить и изменить географическую привязку сайта (если доступны какие-либо варианты). В отличие от «Яндекса», российский Google пока не дает возможности настраивать приоритетные города детально, ограничиваясь присвоением региона «Россия».

    Основной домен – желательно сделать основной домен в Google совпадающим с основным зеркалом в «Яндексе».

    Частоту сканирования можно увеличить, если вы уверены, что сайт выдержит нагрузку. Однако в большинстве случаев лучше довериться мнению Googlebot – он самостоятельно определит оптимальную скорость индексации.

    На вкладке «Обработка параметров» можно настроить принципы индексации URL по маскам – например, можно «попросить» робота пропускать адреса, содержащие последовательность символов guestbook или forum. Это вспомогательная функция – основная настройка проводится с помощью robots.txt и метатегов управления индексацией.

Ваш сайт в интернете

  • Поисковые запросы
    На этой странице можно посмотреть поисковые запросы, по которым на SERP Google показывается сайт, а также основные параметры: количество показов, кликов, CTR, средняя позиция. Можно задать интересующий временной интервал. Чтобы получать эту информацию, аккаунт сайта в «Инструментах» должен быть привязан к аккаунту в Google Analytics. На вкладке «Популярные страницы» можно получить примерно такую же информацию, но не по запросам, а по страницам сайта.
  • Ссылки на ваш сайт
    Все найденные (проиндексированные) Google входящие ссылки. На вкладке показываются не конкретные URL доноров, а только ссылающиеся домены, и чтобы получить список ссылок, нужно нажать «Дополнительно», а затем «Загрузить все ссылки». Также на этой странице можно посмотреть количество учтенных Google ссылок на каждую страницу сайта, а также анкоры (тексты ссылок, в «Инструментах» они называются «Ссылки на ваши данные»).
  • Ключевые слова
    Анализ частотности ключевых слов на сайте в целом (учитываются все страницы). Довольно полезный инструмент – особенно с учетом того, что при клике на каждое отдельное слово можно получить список страниц, где оно встречается.
  • Внутренние ссылки
    Полезная функция для анализа внутренней перелинковки, с ее помощью можно построить полную карту внутренних ссылок.
  • Статистика о подписчиках
    Не слишком полезная функция, поскольку она учитывает только данные о подписчиках, пользующихся RSS-инструментами Google, а они не являются особенно популярными в России.

Диагностика

  • Вредоносные программы
    В этом разделе появляются предупреждения об обнаруженном в процессе индексации вредоносном коде. Очевидно, что все хорошо только в том случае, если выводится сообщение «Вредоносные программы на этом сайте не обнаружены».
  • Ошибки сканирования
    Если при индексации сайта Googlebot столкнется с какими-либо трудностями, все они будут собраны и показаны в этом разделе. Каждому проблемному URL будет соответствовать свой код ошибки, а их расшифровка (точнее, толкование) приведена в хелпе. Обращайте внимание на дату обнаружения ошибки: раздел обновляется далеко не в реальном времени, поэтому не пытайтесь исправить уже исправленное. По умолчанию открывается вкладка логов обычного Googlebot, но доступны также вкладки для сбора ошибок индексации мобильной версии сайта.
  • Статистика сканирования
    В этом разделе собрана информация по нагрузке, которую робот-индексатор Google создает для сайта: количество страниц, трафик, время загрузки одной страницы. Обычно она не является существенной по сравнению с пользовательской нагрузкой, но если по каким-то причинам она слишком велика, ее можно понизить в настройках «Конфигурации сайта».
  • Посмотреть как Googlebot
    Очень удобная функция, которая позволяет увидеть страницу так, как ее видит индексатор. К сожалению, скорость работы сервиса невелика – даже запрос на просмотр одной страницы может выполняться несколько минут. После того, как рядом с проверяемой страницей появится идентификатор «Успешно», можно кликнуть на него и получить код, который забирает Googlebot.


    Так можно сразу заметить, что робот, например, не учитывает какой-то существенный участок контента.
  • Предложения HTML
    Здесь собраны рекомендации Google по поводу доработки метатегов, тегов Title, а также списки страниц, исключенных из выдачи. Весьма удобно для обнаружения существенной проблемы: повторяющихся метатегов Description и тегов Title (может привести к дублированию контента и склейке страниц), слишком длинных или слишком коротких метатегов.

Лаборатория

  • Эффективность сайта
    Здесь можно установить дополнение Page Speed для браузера, которое будет собирать данные о реальной скорости загрузки страниц и прочие параметры сайта. Также для большинства сайтов (если они не слишком маленькие и непопулярные) рекомендации выводятся в этом разделе «Инструментов». Скорость загрузки – один из весьма важных параметров ранжирования, поэтому советы по его оптимизации окажутся весьма полезными в борьбе за ТОП.
  • Файлы Sitemap для видео
    Отдельная статистика по передаваемым Google файлам, содержащим информацию о добавляемых видео. Если вы не настраивали такую передачу, то ничего интересного в этом разделе не обнаружите, а если настраивали, то сможете проверить, нет ли проблем с индексацией новых видеороликов.


Выводы
Итак, «Инструменты для веб-мастеров» предоставляют достаточно интересный и частично не пересекающийся с «Яндекс.Вебмастером» функционал, поэтому мы рекомендуем использовать их совместно – даже в случае, если Google не является приоритетной поисковой системой для продвижения. Обязательно почитайте хелпы «Инструментов» – в них действительно много полезной информации с точки зрения SEO.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий